Стратегическое переосмысление подходов к управлению спортивной тренировкой в многолетней подготовке хоккеистов

В чем причины, мягко говоря, невыразительных выступлений национальной сборной России в некоторых видах спорта, в частности в хоккее? Каждый из вас наверняка задавал себе этот вопрос. Варианты ответов, скорее всего, будут следующие: слабая материально техническая база, нерешенные организационные вопросы и тому подобное. Все это так. Но помимо прочего прогресс спорта в первую очередь определяется совершенствованием структур внешнего воздействия на систему спортивной подготовки - планированием, программированием и моделированием, которые требуют стратегического переосмысления подходов к построению спортивной тренировки.

Резкий прирост объема тренировочной и соревновательной деятельности требует совершенствования методик спортивной тренировки как спортсменов высокой квалификации, так и детско-юношеского спорта, внедрение которых в практику, в свою очередь, невозможно без подготовки высокопрофессиональных специалистов.

Спортивная подготовка в современном ее понимании и содержании - это многолетний специализированный педагогический процесс, направленный на достижение высокого уровня спортивного мастерства занимающихся (В.К. Бальсевич). Составляющим базисным звеном, средством реализации задач спортивной подготовки была и остается спортивная тренировка.

Спортивная тренировка изменяет состояние организма (заводит приспособительные биомеханизмы). Эта простая формула отражает свойство человека и вообще всего живого приспосабливаться, развиваться, изменяться. Далее свойство присуще человеку изначально и не покидает его в течение всей жизни, такой процесс в науке и практике широко известен и называется адаптацией (В.К. Бальсевич).

Целенаправленная тренировка существенно влияет на этот процесс (управляет им, используя законы и принципы адаптации), но она не может изменить его главных закономерностей, которые сформировались в течение миллионов лет эволюции живой материи на Земле и эволюции человека как биологического вида.

Основное правило спортивной тренировки: параметры тренировочных нагрузок должны соответствовать текущему состоянию тренирующегося и соизмеряться с естественным ритмом возрастного развития его двигательного потенциала.

Цена незнания или отрицания основного правила - преждевременный износ систем организма, подорванное здоровье молодого человека на всю последующую жизнь, а в некоторых случаях - летальный исход.

Весь спортивный мир потрясла смерть 20 ноября 1995 г. во время тренировки в Лейк Плэсиде (остановка сердца) выдающегося фигуриста Сергея Гринькова, находившегося на вершине спортивной карьеры.

Это далеко не единичный случай трагического исхода из-за воздействия огромных физических и эмоциональных нагрузок на здоровье спортсмена: клиническая смерть в 80 е гг. во время тренировки известного хоккеиста, заслуженного мастера спорта Владимира Крутова; смерть на легкоатлетическом кроссе в ХК "Лада" г. Тольятти хоккеистов Вячеслава Безукладникова и Александра Кревсуна в ХК "ВВС" г. Самара; в 2001 г. у себя дома умер баскетболист казанского УНИКСа и сборной России Ядгар Каримов. Причина смерти - внезапная остановка сердца; 3 ноября 2004 г. в матче "Динамо" (Минск) - ХК "Рига" игрок NHL Сергей Жолток, выступавший за латвийскую команду, на 55-й мин встречи почувствовал себя плохо и в сопровождении доктора команды отправился в раздевалку, где у него неожиданно остановилось сердце.

В 2004 г. во время матча Шведской баскетбольной лиги умер 23 летний баскетболист, кандидат в сборную Латвии Раймонд Юмикис, представлявший клуб "Akropol Basket". Спортсмен внезапно упал на площадке. Он был доставлен в больницу Каролинска, где врачи констатировали смерть. Товарищ Юмикиса по команде Даниэль Вильборг сообщил шведскому новостному агентству ТТ, что Раймонд жаловался врачам клуба на боли в сердце, но они признали его годным к играм чемпионата страны.

Смерть в декабре 2005 г. совсем юной спортсменки Ольги Ларкиной, члена сборной России по синхронному плаванию (износ аорты - болезнь престарелых людей).

И это не смерть хоккеиста после жесткого столкновения (гибель во время матча чехословацкого хоккеиста Чайки), или смерть боксера на ринге, или гибель горнолыжника, автогонщика, которые можно было бы как то еще объяснить трагическим стечением обстоятельств. Согласитесь, страшная статистика!

Еще несколько тысячелетий назад люди пытались установить, кто виноват во внезапных смертях спортсменов. Так, афинская газета в 490 г. до н. э. писала: "Трагедия в Марафоне. Молодой воин афинянин по имени Фиддипид умер после забега на длинные дистанции. Сенат отдал распоряжение провести расследование, выяснить причины смерти и определить виновных..." Как было исполнено распоряжение - неизвестно. Однако даже с помощью современных методов диагностики врачам не всегда удается установить, когда у человека появились тревожные симптомы и какой именно фактор повлек за собой неожиданную гибель.

До сих пор нет определения внезапной смерти в спорте, которое бы приняли все специалисты.

А ранний уход из жизни хоккеистов Сергея Лап шина, Николая Дроздецкого, Сергея Капустина, фигуристки Людмилы Пахомовой и многих других спортсменов? Мне могут возразить - это цена большого спорта. Позвольте не согласиться. В большинстве приведенных мною случаев - это неправильный подход к управлению тренировочным процессом, к программированию физических нагрузок при планировании учебно-тренировочного процесса, не знание основных педагогических и биологических принципов спортивной тренировки, а также недостаточное научное и медико-биологическое обеспечение спортивной тренировки спортсменов.

В настоящее время на обследование одного спортсмена высокого класса - члена сборной России в течение годичного макроцикла расходуется до 5 тыс. рублей. Этого хватает лишь на сдачу двух развернутых анализов крови, не говоря уже о научно методическом обеспечении спортивной подготовки. В Лету канули научные бригады и хоздоговорные темы, которые обогащали как науку, так и практику.

Здесь надо сказать еще об одной проблеме, остро стоящей в современном спорте, - нехватке квалифицированных кадров в спортивной медицине. "Мне приходилось сталкиваться с такими случаями, когда обычный врач клиники, обнаружив, что у спортсмена ЧСС 40 ударов в минуту, приходил в шоковое состояние и запрещал атлету вообще заниматься физическими упражнениями", - рассказывает В.И. Павлов, заведующий отделением функциональной диагностики спортсменов высокого уровня МНПЦСМ. - "Это происходило по незнанию врачом специфики тренировочного организма, для которого такие показатели - норма. Проблема в том, что у нас в стране практически отсутствует связь между клинической и спортивной медициной..."

А какова роль спортивного врача в команде? Лечить ушибы, синяки и другие травмы, ну, еще уметь составлять рацион суточного питания и, если позволяют средства, - витаминизация. На современном этапе спортивной подготовки постоянный врачебный контроль - необходимейшее условие и безопасности, и эффективности занятий спортом.

Далеко не каждый тренер интересуется вопросами функционального состояния команды, отдельных атлетов или прислушивается к мнению врача. Тренер-врач - эта пара должна работать сообща, как "сиамские близнецы". Но для того чтобы тренер и врач "слышали" и понимали друг друга, необходимо, чтобы спортивный врач обладал знаниями теории и методики спорта, а современный тренер - владел комплексом знаний по медико-биологическим дисциплинам. Естественно научную базу профессиональной подготовки будущего тренера должны составлять медико-биологические дисциплины, без знания которых он не может успешно работать как в детско-юношеском спорте, так и в спорте высших достижений. Это особенно важно в современных условиях, когда вводится ранняя спортивная специализация, когда тренировки спортсменов сопряжены с предельным психоэмоциональным и физическим напряжением, с форсированной подготовкой, когда неквалифицированные интенсивные тренировки нередко ведут к патологии.

У нас же зачастую тренер даже высококвалифицированной команды, услышав слова "анаэробная работа, гликолиз" и т.д., - в лучшем случае уходит в сторону. А тренеры, работающие в ДЮСШ с детьми (многие пришли из большого спорта), и слышать не слышали, что такое сенситивные периоды и какие средства применять при развитии того или иного качества в том или ином возрасте. Не говоря уже о четком чередовании дозировок нагрузки и пауз отдыха. Работа идет по принципу чем больше, тем лучше: не здесь ли уже закладывается и накапливается будущая внезапная смерть.

"Не навреди" - вот одна из заповедей, которую в первую очередь должен соблюдать современный тренер-преподаватель.

Тенденция к дальнейшему увеличению объемов тренировочных нагрузок сохраняется. В настоящее время величины тренировочных нагрузок вдвое, а в отдельных случаях и более превысили данные 60-70-х гг.

Особенно это коснулось соревновательной деятельности, которая в большинстве видов спорта возросла в несколько раз в связи с увеличением количества ответственных соревнований и продолжительности соревновательного периода (при относительно коротком подготовительном периоде). В хоккее и других спортивных играх, которые принято было считать сезонными, в настоящее время организуется почти круглогодичная соревновательная деятельность - 60-80 игр в течение 8-10 месяцев.

Увеличение объемов тренировочных и соревновательных нагрузок многие специалисты считают практически исчерпавшим свои возможности и неперспективным направлением. Ряд спортсменов и целые команды, излишне увеличившие объемы тренировочных нагрузок, не достигли ожидаемых результатов: а) резко возросло число случаев перенапряжения функциональных систем организма и травматизма, нарушения состояния здоровья (вплоть до летальных исходов, как было отмечено выше); б) сократились сроки выступления на уровне высших достижений в силу исключительно высоких физических и психических нагрузок, быстрого исчерпания спортсменом адаптационных возможностей; в) чрезмерные величины объема задаваемых нагрузок вошли в противоречие с другими их компонентами, отрицательно сказались на эффективности процесса специальной физической и технической подготовки.

Нельзя не согласиться, что при таких объемах, да еще при нерациональном планировании вряд ли можно эффективно совершенствовать скоростные, скоростно-силовые способности, скоростную технику и игровую деятельность с высокой интенсивностью.

При высоких объемах задаваемых нагрузок формируется двигательно-энергетический стереотип низких скоростей (С.В. Бажанова), т.е. идет адаптация к тренировочной деятельности, не соответствующей соревновательной.

Каков выход из этой ситуации, когда, с одной стороны, необходимо много и интенсивно работать (имеются в виду тренировки и соревнования), а с другой - мы имеем дело с ограниченными возможностями человека, причем не в самых благоприятных условиях. Некоторые специалисты, на пример С. Павлов, видят выход в снижении основных параметров задаваемых нагрузок, отказ от двух-, трехразовых тренировок и т.д. Но это вряд ли перспективный путь. Посудите сами. Вам необходимо постоянно повышать спортивные результаты, решая большое число задач общей и специальной физической, технико-тактической, психологической, интеллектуальной подготовки, повышения результативности индивидуальных, звеньевых и командных взаимодействий игроков раз личного амплуа, эффективности управления спортивным коллективом. А на все это нужно очень и очень много времени.

Выход один: повышать качество учебно-тренировочного процесса на основе грамотного, научно обоснованного планирования, когда каждое упражнение, каждое педагогическое мероприятие должно приносить максимальную пользу, а не быть бес полезным и тем более вредным для здоровья. И, уверяем вас, возможности и основания для этого есть. Речь идет о грамотном подборе средств и методов тренировки, их эффективном сочетании на основе положительного взаимодействия вызываемых тренировочных эффектов на отдельных сеансах, занятиях, в тренировочных днях, микроциклах и т.д. и распределении в структурах подготовки (комплексный и сопряженно последовательный, распре деленный и сосредоточенный).

Несколько лет назад мы разработали модели тренировочных сеансов по совершенствованию максимальной, скоростной и взрывной силы, общей силовой и скоростно-силовой выносливости, алактатного и гликолитического компонентов специальной выносливости для квалифицированных хоккеистов. Нашли их удачные сочетания в отдельных занятиях, тренировочных днях при не скольких тренировках и в микроциклах в условиях как безледовой, так и ледовой подготовки. Эти сочетания дали возможность работать без перенапряжения ежедневно (в подготовительном периоде) и в межтуровой подготовке от 3,5 до 5,5 ч ежедневно.

Особенно остро данная проблема обозначилась в детско-юношеском спорте на начальных этапах многолетней подготовки, когда адаптационные резервы организма детей и подростков интенсивно расходуются на естественные (генетически обусловленные) рост и развитие, с одной стороны, и на энергетическое и пластическое обеспечение задаваемых нагрузок - с другой - принцип тришкиного кафтана, или, как выразился основоположник стрессологии Г. Селье: "Жечь свечу с двух сторон". Это противоречие усугубляется в условиях ухудшения физического и психического состояния детей и подростков.

Установлено, что в России 17% детей рождаются с генетическими нарушениями, а с уровня 30% начинается уже необратимое вырождение нации. В стране насчитывается около 10 млн отстающих в развитии детей (это дебилы, олигофрены, идиоты) и около 10 млн инвалидов от рождения.

По данным Института возрастной физиологии РАО, сегодня только 2% детей рождаются здоровыми, треть детей, поступающих в первый класс, имеют хронические заболевания (Р.Ф. Абдеев, 1994; И.М. Безруких, 1991).

Сегодня среди детей и подростков наблюдается противоположный акселерации (ускоренное развитие) процесс децелерации (отставание в физическом развитии). Уменьшаются рост, вес, раз меры грудной клетки и т.д. В целом нынешнее подрастающее поколение значительно отстает в физическом развитии от детей прошлых лет.

Изучение литературных источников (А.Н. Воробьев, 1977, 1989; И.А. Аршавский, 1982, 1986; А.Г. Дембо, 1998; В.В. Кузин, 1989; В.К. Бальсевич, 1999, 2001) и обобщение передового спортивного опыта позволили выявить комплекс тесно связанных противоречий, характерных для начальной подготовки. С одной стороны, наблюдается низкий уровень физического и психического развития детей, отсутствует необходимое материально техническое, кадровое, медицинское и научно методическое обеспечение начальной спортивной подготовки. С другой стороны, обоснованы возможность и необходимость начала ранних занятий спортом только здоровых детей и подростков, выявлен высокий уровень их положительного отношения к данным занятиям, установлены значительные спортивно разрядные требования и предлагаемые нагрузки в детско-юношеских спортивных учреждениях. Складывается противоречивая ситуация: должны и хотим, но не имеем для этого возможностей.

Возникает глобальная проблема подготовки большинства детей и подростков к систематическим занятиям спортом, которая может быть разрешена средствами оздоровительной (корригирующей) направленности начального этапа спортивной подготовки. Дети должны пройти целенаправленную подготовку к систематическим занятиям с учетом их индивидуального состояния здоровья.

Нельзя обойти стороной и остростоящую проблему не только сегодняшнего дня - проблему спортивного отбора и формирования способностей. Как увидеть в ребенке будущего олимпийского чемпиона, как развить в нем то, что заложено "матушкой природой"?! На что опираться в первую очередь: на собственную интуицию и взгляды или все-таки отдать предпочтение определенной логической последовательности, на основе которой можно формировать и развивать способности?! Развитие способностей зависит от природных предпосылок (задатков), которые далеко не одинаковы у разных людей, однако способности - не столько дар природы, сколько продукт человеческой истории (W. Osinski, 1994; D.L. Costill, W.J. Fink, M.L. Pollock, 1976; В.К. Бальсевич, 1978; И.И. Шмальгаузен, 1968; В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 1996, и др.).

Во-первых, подмечено, что возникновение интереса к той или иной спортивной деятельности тесно связано с пробуждением способностей к ней и служит отправной точкой для их развития. "Наши желания, - по словам Гете, - предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить". Упрочившиеся интересы занимающегося - это "лакмусовая бумажка" его будущих способностей, сигнал, который должен заставить и родителей, и тренеров задуматься: не дают ли о себе знать зарождающиеся способности? Тренерам необходимо, с одной стороны, расширять познавательные потребности, универсально развивать психомоторные способности занимающихся, особенно подростков, а с другой - максимально расширить средства спортивной тренировки, приблизив к системе многоборца. Это позволит самому ребенку быстро выбрать свой вид спортивной (а в дальнейшем и трудовой) деятельности и поможет тренеру более точно определить предпосылки одаренного ребенка к той или иной двигательной активности и подобрать соответствующие средства для развития индивидуального стиля спортивной деятельности.

Во-вторых, проявление способностей находится в прямой зависимости от конкретных педагогических приемов (методики) формирования соответствующих знаний, двигательных умений и навыков.

Есть основания считать, что едва ли не решающим фактором, от которого зависит, обнаружит ли человек способности к данной деятельности или нет, является методика обучения (которая будет в большей степени учитывать индивидуальность личности и индивидуализацию обучения и тренировки, что почти отсутствует в хоккее в наше время).

Методика будет совершенствоваться, и по этому круг "врожденных" способностей неизбежно будет все больше и больше сужаться (А.В. Петровский, 1986).

В-третьих, как и все индивидуально психические особенности личности, психомоторные (спортивные) способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в жизни и спортивной деятельности. Однако психофизиология не отрицает роли морфологических и функциональных особенностей строения мозга, нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития психомоторных способностей и называются задатками (А.В. Петровский, 1986; Б.М. Теплов, 1961, В.П. Озеров, 2000).

Давно уже известна классическая схема: гены > задатки > способности > талант.

Еще хотелось бы отметить, что в наше время тренер формирует сам, на свой взгляд, способности своих подопечных, которые считает необходимыми для современного хоккея, не учитывая индивидуальности, порой развивая в нем все, не замечая его природной одаренности. В свое время ЗТР СССР Ю.Г. Могильников сказал: "Хоккеист должен уметь выполнять 1, максимум 2 "фамильных" финта, но выполнять их так, что никто и ничто его не остановит. Игрок, который умеет в игре все, на самом деле на высоком уровне не умеет ничего". В настоящее время в теории спортивной тренировки существует одно из направлений: нужно увидеть, выявить, что заложено в ребенке от природы (задатки), и развивать их до максимума, а остальные качества развивать выше среднего уровня. А развивая все, мы подавляем основное врожденное природное качество, и получается классический "середнячок".

Мы часто забываем прописную истину, что талант невозможно воспитать, ему нужно создать среду, условия для проявления себя, учитывая индивидуальные особенности.

Однажды побывав в Москве и просмотрев тренировку сборной СССР, "король" футбола великий Пеле сказал: "Русские никогда не станут чемпионами мира по футболу". Чиновники, естественно, задали ему вопрос: "Почему? Ведь мы развиваем инфраструктуру, вкладываем средства, и немалые, в детско-юношеский футбол, разрабатываем и совершенствуем методику тренировки, улучшаем тренировочные и бытовые условия футболистов". "Дело не только в этом, - ответил Пеле. - Вы основное время тренировки уделяете работе на устранение недостатков и подтягивание слабых сторон подготовки и почти не уделяете времени совершенствованию своих сильных сторон".

Здесь уместно бы было обратиться к уникальной личности, которую можно было бы поставить в один ряд с великими грандами мирового хоккея, - МСМК Сергея Гомоляко. Несмотря на огромный вес, невысокую скорость и технику передвижения на коньках (что является одной из основ успешной деятельности в хоккее), он сумел развить до совершенства лишь одну способность - технику владения клюшкой и шайбой, что позволяло ему не только обыгрывать соперника (и не одного) на любом участке хоккейной площадки, но всегда, не отвлекаясь на шайбу, держать голову прямо, видеть и "читать" все происходящее на хоккейной площадке и раньше всех принимать порой неординарное решение (специфический интеллект).

Более того, свой отрицательный "момент" - огромный вес - он обращал в знак "плюс": умело прикрывая и оттесняя противника от шайбы, как "ледокол" прорывал оборону соперника, смело шел на пятачок, невзирая на количество соперников и авторитеты. А с виду вообще-то без хоккейной амуниции на атлета не был похож. Болельщики на каждом матче получали удовольствие от игры Сергея, зная, что его действия и тактические ходы никогда не повторяются.

Думаю, вывод следует сделать такой: при выборе спортивной специализации, разработке всей системы многолетней подготовки необходимо максимально ориентироваться на индивидуальные задатки и способности каждого конкретного юного спортсмена. Это требует значительного повышения внимания к отбору и ориентации спортсменов на всех этапах многолетнего совершенствования, разработки индивидуальных про грамм подготовки, умелого сочетания индивидуальной и групповой форм подготовки, т.е. речь идет об индивидуализации.

Хотелось бы коротко остановиться на теоретических обоснованиях необходимости решения проблемы индивидуализации. Сейчас происходит определенная трансформация в понимании природы и сущности индивидуальности, наблюдается осознание самоценности и неповторимости человеческой деятельности, в том числе и спортивной (В.Н. Платонов, 1987, 1988; Р.Ф. Абдеев, 1994; С.В. Калмыков, 1994; О.А. Сиротин, 1996). Индивидуальность понимается как неповторимое своеобразие людей, как противоположность общему, типичному. Представление об индивидуальности, как о помехе, отклонении от нормы, побочном продукте эволюции, все больше вытесняется пониманием значения индивидуальности как необходимого и закономерного процесса и результата эволюционного развития, основы и движущей силы всех видов общения и объединения людей.

Под индивидуализацией понимается выявление наследственно обусловленной предрасположенности к конкретной двигательной деятельности и подбору тренирующих воздействий, максимально соответствующих ритму возрастной эволюции моторики, индивидуальному морфофункциональному и психологическому статусу спортсменов в процессе многолетней подготовки.

В этом плане управление индивидуальным развитием двигательного потенциала спортсменов в процессе многолетней подготовки включает такую последовательность операций: а) выявление психофизиологических задатков как биологически закрепленных предпосылок развития; б) оценку задатков для определения предрасположенности к конкретной двигательной деятельности; в) выраженность данной предрасположенности при определении степени перспективности спортсменов в конкретном виде спорта или спортивной дисциплине; г) разработку программ тренирующих воздействий, обеспечивающих полноценную реализацию индивидуальных способностей и возможностей организма спортсменов в направлении достижения максимальных спортивных результатов. В дан ном случае нагрузки и условия их реализации должны исполнять роль "ключа", который открывает "замок" в виде формирования в организме спортсменов необходимых перестроек, т.е. срабатывает феномен узнавания: нагрузки для каждого организма должны быть "своими".

Индивидуализация рассматривается как одна из наиболее эффективных форм управления и как ведущий принцип спортивной подготовки, в основе которых лежит учет особенностей и возможностей конкретных спортсменов при планировании и реализации нагрузок в различных структурных образованиях тренировочного процесса (Н.Г. Озолин, 1970; Л.П. Матвеев, 1977; Л.М. Куликов, 1995; Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков, 1999; М.М. Шестаков, 1999; А.Г. Ширяев, П.Ю. Галкин,1999).

Индивидуальность каждого человека в биологическом плане обеспечивается различием генетического кода, в социальном плане его способности определяются полученным им образованием и жизненным опытом, который у каждого тоже свой. В живой природе эволюция направленно моделирует разнообразие, несхожесть индивидов как необходимое условие развития человеческого сообщества (Р.Ф. Абдеев, 1994).

При полном сходстве людей с другими теряется смысл взаимного общения, исключаются интерес, борьба мнений, творчество. Людская однородность создала бы тупиковую ситуацию, поскольку нет отличий, нет отклонений, не возникает информации как основы поведенческого акта. Следовательно, нет и целенаправленной деятельности, соревновательности, нет развития (В.И. Говало, 1984). Искусственное выравнивание людей (в любой форме: технической, физической и т.д.), вместо того чтобы дать простор и разнообразие, тормозит социальный прогресс (Р.Ф. Абдеев, 1994).

Биологами и психологами показано, что развитие, усложнение, совершенствование различных видов человеческой деятельности осуществляется во многом за счет нестандартности и неповторимости действий. И чем выше уровень деятельности, тем большая вариативность обеспечивает ее дальнейший прогресс (В.А. Вагнер, 1998). Это справедливо и по отношению к двигательной, в частности спортивной, деятельности.

Талантливые спортсмены с наследственно обусловленной предрасположенностью к конкретной двигательной деятельности встречаются крайне редко. К тому же их одаренность часто имеет ярко выраженное индивидуальное проявление, диктующее необходимость ее объективной диагностики с разработкой соответствующей методики спортивной подготовки. Установлено, что достижение самого высокого уровня спортивного мастерства осуществляется различными путями, с использованием оригинальных технологических решений.

В современном хоккее, так же как и в других спортивных играх, необходимость индивидуализации тренировочного процесса обусловлена тем, что игроков разных амплуа отличают друг от друга предъявляемые к организму специфические требования. С учетом этого разработка количественных критериев оценки и создание соответствующих модельных характеристик игроков и их игровой деятельности позволили бы существенно повысить качество отбора и ориентировать процесс подготовки на основе индивидуального подхода.

В этом аспекте высказывается мнение о целесообразности обоснования общей стратегии индивидуализации подготовки на основе знаний о генотипических особенностях спортсменов и фенотипических механизмах адаптации к специфическим условиям соревновательной деятельности (В.К. Бальсевич).

Хотелось бы осветить еще одну немаловажную проблему детско-юношеского хоккея. Заранее знаю, что, поставив этот вопрос, наживу немало недругов среди тренерского корпуса, среди коллег, но тенденция выявлена - и от этого никуда не денешься. Судите сами. В челябинском хоккее 13 наивысших спортивных достижений (Олимпийские игры и чемпионаты мира): 7 олимпийских чемпионов и 6 чемпионов мира - это В. Шувалов, С. Бабинов, С. Стариков, С. Макаров, В. Быков, О. Давыдов, С. Мыльников, Н. Макаров, В. Карпов, И. Варицкий, К. Астраханцев, А. Сапожников, А. Зуев. (Из них 2 вратаря, не будем их относить к выявленной тенденции, так как это совсем другая категория хоккеистов, требующая совсем иной системы подготовки.) Из оставшихся 11 лишь А. Сапожников прошел систему ДЮСШ от начального до выпускного класса. Остальные 10 уже в более "зрелом" возрасте поступили в ДЮСШ или вообще миновали их, когда были приглашены в команды мастеров "Трактор", "Мечел". А ведь они пришли из хоккейных секций, где условия намного хуже, чем в ДЮСШ "Трактор" (это и качество инвентаря, и качество льда, и наличие квалифицированных педагогов).

Такие же наблюдения выявились и в хоккейных центрах г. Уфы и Нижнего Новгорода. Из дворового хоккея и "Золотой шайбы" пришли будущие великие хоккеисты В. Фетисов, А. Мальцев, Е. Мишаков, Б. Михайлов и многие другие. Налицо недостаточная эффективность работы системы ДЮСШ. Назрела необходимость в усовершенствовании довольно консервативной системы ДЮСШ.

Попытка обсудить этот вопрос на семинаре среди тренеров ДЮСШ была не понята и воспринята в штыки. Но проблема-то остается, и рано или поздно ее все равно надо будет решать. И здесь есть чему поучиться у наших зарубежных коллег, у которых отсутствуют ранняя специализация, погоня за высоким результатом любой ценой в детско-юношеском спорте.

Резюме. Двигательная активность человека может осуществляться в самых разных формах, режимах и пространствах. Ее креативные (творческие) возможности для физического самосозидания и совершенствования человека огромны и в принципе могут быть реализованы в самом широком диапазоне его личностных притязаний и установок на освоение ценностей физической, спортивной культуры и вообще культуры жизнедеятельности, культуры самоуправляемого поведения в природной и социальной сферах (В.К. Бальсевич, 2000).

Вместе с тем такая самоуправляемость не дается человеку как дар божий, человек может добыть ее лишь ценой собственного понимания сущности этих культур и собственного труда при освоении их ценностей на базе развития природных задатков индивида (В.К. Бальсевич).

"Господь Бог изощрен, но не злонамерен", - говорил А. Эйнштейн. - Человеку дано очень многое для здоровой и полноценной жизни на земле, но взять это многое он может лишь своим умом и трудом.

Вышеизложенное - это не только педагогические наблюдения и практический опыт работы автора в командах мастеров "Амурсталь" г. Комсомольска на Амуре, "Таганай" г. Златоуста, "Трактор 2", "Трактор" г. Челябинска, но и обобщенный опыт работы тренеров СДЮШОР "Трак тор" МС СССР С.Ю. Шадрина, МС СССР И.В. Калянина, заслуженного тренера России В.М. Перегудова; тренеров команд мастеров МС СССР: заслуженного тренера России Г.Ф. Цыгурова, МСМК, заслуженного тренера России В.К. Белоусова, МС СССР, заслуженного тренера СССР А.Н. Шустова, МС СССР, заслуженного тренера России Р.Г. Ишматова, МС СССР, заслуженного тренера России С.М. Григоркина, МС СССР, заслуженного тренера России А.С. Глазкова, МС СССР А.Г. Тимофеева, МС СССР П.П. Езовских, МС СССР Е.А. Зиновьева, ЗМС России А.А. Зуева, МСМК П.А. Лазарева. Здесь также отражены точки зрения на современный хоккей и его проблемы корифеев и старожилов Челябинского хоккея М.М. Винницкого, А.Л. Воробьева и М.Т. Ушакова.

А.В. Уфимцев
Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

ВИДЕО
Возможности Центра
Матей Дубецки об оборудовании центра
Тренажер RapidShot
Диагностика Stride Power
Тренажер HST
Тренировки детей 2008 года
Центр Хоккейного Развития
Виталий Тимошенко в ЦХР
ПАРТНЕРЫ