В настоящее время наблюдается обострение спортивной конкуренции на международных и внутренних соревнованиях по хоккею с шайбой как среди взрослых, так и среди детско-юношеских команд. Стремительный рост спортивного мастерства в детско-юношеском хоккее заставляет детальнее изучать процесс подготовки спортсменов и изыскивать возможности для его дальнейшего совершенствования.
В фокусе нашего исследования - проблема формирования модельных характеристик технико-тактической подготовленности (ТТП) юных хоккеистов в соревновательном периоде на этапе углубленной специализации. Выявление модельных характеристик ТТП юных хоккеистов необходимо с учетом того, что структура "идеального хоккеиста" постоянно меняется в связи с возрастными и индивидуальными особенностями занимающихся и их игровым и соревновательным статусом. По этой причине одни факторы могут иметь решающее значение на первых этапах роста спортивного мастерства, другие - на более поздних. Отсюда возникает необходимость в их дальнейшем изучении, расширении и дополнении. Приходится констатировать, что в настоящий момент модельные характеристики ТТП юных хоккеистов не разработаны.
Цель исследования - выявить значимость различных характеристик ТТП хоккеистов 13-14 лет.
Источником первичной информации при выявлении проблемной ситуации и формировании рабочей гипотезы исследования служили сведения, полученные методом анкетирования, которое предполагало строго продуманную постановку вопросов опрашиваемым (респондентам). В анкете предусматривался определенный порядок сочетания основных содержательных и так называемых функционально-вспомогательных вопросов. Данный метод исследования позволил нам с помощью специально выбранной шкалы произвести требуемые измерения на основе субъективных оценок специалистов-экспертов (тренеров). Результаты исследования обрабатывались на ПЭВМ с помощью пакета прикладных программ "Statistika 6,0" и "Biostat".
Анкетирование проводилось в группе экспертов-тренеров (n=64), работающих в настоящее время или работавших ранее в СДЮШОР дивизиона Урала: "Металлург", Магнитогорск (n=6), "Салават Юлаев", Уфа (n=25), "Трактор", Челябинск (n=10), "Мечел", Челябинск (n=8), "Молот", Пермь (n=5), "Спартаковец", Екатеринбург (n=10). Большинство из них являются ведущими специалистами в подготовке спортивных резервов и имеют звание "мастер спорта СССР" и "мастер спорта СССР международного класса" по хоккею с шайбой. В статье предпринята попытка обобщить взгляды детских тренеров ведущих школ и спортивных коллективов Уральского региона на значимость различных технико-тактических действий (ТТД) в совершенствовании мастерства юных хоккеистов 13-14 лет. Полученные данные представлены в табл.1.
Таблица 1. Ранговые показатели (M±) технико-тактических действий в учебно-тренировочном процессе юных хоккеистов в соревновательном периоде на этапе углубленной специализации
СДЮШОР Технико- тактические действия |
"Мечел", Челябинск | "Трактор", Челябинск | "Металлург", Магнитогорск | "Молот", Пермь | "Спартаковец", Екатеринбург | "Салават Юлаев", Уфа |
Технико-тактическая подготовка | ||||||
Вбрасывание шайбы | 1,62±0,51 | 1,6±0,51 | 1,5±0,5 | 1,6±0,54 | 1,5±0,52 | 1,7±0,4 |
Функции игроков в зависимости от амплуа | 1,12±0,4 | 1,2±0,42 | 1,1±0,4 | 1,0±0,0 | 1,3±0,5 | 1,2±0,4 |
Элементы зашиты | ||||||
Индивидуальные технико-тактические действия в защите (ИТТДЗ) | ||||||
Выбор позиции и маневрирование | 1,3±0,5 | 1,2±0,42 | 1,0±0,0 | 1,2±0,44 | 1,0±0,0 | 2,4±5,9 |
Опека закрепленных игроков | 1,3±0,5 | 1,5±0,52 | 2,0±0,0 | 1,4±0,54 | 1,6±0,7 | 1,5±0,5 |
Отбор шайбы | 1,3±0,5 | 1,2±0,42 | 1,0±0,0 | 1,4±0,54 | 1,3±0,5 | 1,3±0,4 |
Ловля шайбы на себя | 2,5±0,53 | 2,7±0,5 | 2,5±0,5 | 2,6±0,54 | 2,6±0,51 | 2,7±0,4 |
Групповые технико-тактические действия в защите (ГТТДЗ) | ||||||
Страховка партнеров | 1,62±0,74 | 1,8±0,6 | 1,8±0,7 | 1,2±0,4 | 1,4±0,5 | 1,6±0,7 |
Переключение | 1,5±0,53 | 1,1±0,31 | 1,3±0,8 | 1,4+0,54 | 1,0±0,0 | 1,3±0,6 |
Спаренный отбор | 3,4±1,06 | 3,2±0,8 | 3,3±0,5 | 3,0±1,0 | 2,2±0,63 | 3,0±1,0 |
Взаимодействие защитников с вратарем | 3,25±1,2 | 2,6±1,07 | 2,8±0,9 | 3,2±0,44 | 3,0±0,7 | 2,5±1,3 |
Взаимодействие игроков | 1,5±0,8 | 1,2±0,42 | 2,3±0,5 | 1,4±0,54 | 1,1±0,31 | 1,3±0,5 |
Командные технико-тактические действия в защите (КТТДЗ) | ||||||
Несколько (2-3) систем обороны | 2,62±1,3 | 1,3±0,5 | 1,3±0,5 | 1,0±0,0 | 1,8±0,91 | 1,7±0,9 |
Комбинированная защита | 2,25±1,03 | 1,1±0,31 | 1,5±0,8 | 1,2±0,44 | 1,6±1,07 | 1,9±1,1 |
Индивидуальная защита | 1,5±0,8 | 2,3±1,05 | 2,0±1,0 | 1,4±0,54 | 2,0±0,7 | 1,5±0,8 |
Зонная защита | 2,4±0,91 | 2,7±0,82 | 2,6±0,8 | 2,4±0,54 | 2,2±0,63 | 2,6±0,9 |
Элементы нападения | ||||||
Индивидуальные технико-тактические действия (ИТТД) с шайбой | ||||||
Ведение шайбы | 1,3±0,5 | 1,5±0,52 | 1,0±0,0 | 1,0±0,0 | 1,0±0,0 | 1,4±0,5 |
Обводка соперника | 2,0±0,8 | 1,6±0,7 | 1,8±0,4 | 1,4±0,54 | 1,8±0,63 | 1,8±0,6 |
Бросок шайбы | 1,0±0,0 | 1,0±0,0 | 1,0±0,0 | 1,0±0,0 | 1,0±0,0 | 1,0±0,0 |
Единоборство с вратарем | 2,5±0,53 | 2,7±0,5 | 2,3±0,8 | 2,0±0,7 | 2,3±0,5 | 2,0±0,9 |
Прием шайбы | 1,0±0,0 | 1,0±0,0 | 1,0±0,0 | 1,0±0,0 | 1,0±0,0 | 1,4±0,7 |
Индивидуальные технико-тактические действия (ИТТД) без шайбы | ||||||
Маневрирование на коньках | 1,4±0,51 | 1,2±0,42 | 1,3±0,5 | 1,4±0,54 | 1,7±1,05 | 1,2±0,4 |
Выход из-под опеки | 1,62±0,51 | 2,1±0,6 | 2,3±0,5 | 1,4±0,54 | 1,6±1,07 | 1,4±0,7 |
Помощь партнеру | 1,4±0,74 | 1,5±1,0 | 1,3±0,8 | 3,0±0,7 | 2,1±0,73 | 1,4±0,7 |
Помеха вратарю | 2,8±0,7 | 1,9±1,0 | 3,3±0,8 | 2,6±0,54 | 2,6±0,84 | 2,5±1,0 |
Групповые технико-тактические действия в нападении (ГТТДН) | ||||||
Передача шайбы | 1,0±0,0 | 1,0±0,0 | 1,0±0,0 | 1,0±0,0 | 1,0±0,0 | 1,2±0,4 |
Комбинации | 1,8±0,5 | 1,4±0,51 | 1,6±0,5 | 1,8±0,44 | 2,0±0,0 | 1,4±0,5 |
Командные технико-тактические действия в нападении с шайбой (КТТДН) | ||||||
Контратака | 1,62±0,91 | 2,4±1,07 | 1,6±1,0 | 2,4±0,9 | 1,8±0,91 | 2,0±0,9 |
Позиционная атака | 1,9±1,12 | 1,3±0,7 | 1,5±0,5 | 1,2±0,44 | 1,9±1,0 | 1,3±0,7 |
Постепенное нападение | 2,12±1,0 | 1,8±0,91 | 2,3±1,0 | 1,2±0,44 | 2,0±1,05 | 1,3±0,4 |
Игра в неравных составах | 2,5±1,06 | 2,1±0,9 | 2,8±0,9 | 2,0±0,7 | 2,3±0,7 | 2,5±1,0 |
Как видно из табл. 1, по результатам анкетирования тренерского состава СДЮШОР территории всего Урала, ведущим аспектом в совершенствовании ТТП все тренеры считают разделение и совершенствование ТТП в зависимости от амплуа игроков. Наибольшее внимание этому уделяют тренеры в СДЮШОР хоккейного клуба (ХК) "Молот" (Пермь) - ранговый показатель 1,0±0,0. Остальные команды близки к этому мнению, но мнения в одном ХК неоднородны. Вторым приоритетным элементом в совершенствовании ТТП тренеры считают "вбрасывание шайбы". Наибольшее значение этому элементу среди СДЮШОР Урала придают тренеры СДЮШОР ХК "Металлург" (Магнитогорск) и "Спартаковец" (Екатеринбург): ранговые показатели соответственно 1,5±0,5 и 1,5±0,52. Показатели в других командах практически не имеют достоверных различий, что свидетельствует о единстве мнений в тренерском составе всех спортивных школ Урала.
В индивидуальной игре в защите (ИТТДЗ) - наибольшее предпочтение отдается "выбору позиции и маневрированию". В этом аспекте наиболее единодушное мнение в СДЮШОР ХК "Металлург" (Магнитогорск) и "Спартаковец" (Екатеринбург): ранговые показатели по 1,0±0,0. Вторым показателем совершенствования игроков считается "отбор шайбы". В этом тренеры СДЮШОР ХК "Металлург" (Магнитогорск) лидируют: ранговый показатель 1,0±0,0. На третьем месте - показатель "опека закрепленных игроков". Этому показателю мастерства большее внимание уделяют в СДЮШОР ХК "Мечел" (Челябинск): ранговый показатель 1,3±0,5. На четвертое место по значимости тренеры поставили показатель "ловля шайбы на себя". Тренеры СДЮШОР ХК "Мечел" (Челябинск) и СДЮШОР ХК "Металлург" (Магнитогорск) лидируют в совершенствовании ТТП "ловля шайбы на себя" с ранговыми показателями 2,5±0,53 и 2,5±0,5 соответственно.
Представление о значимости групповых показателей ТТП в защите у тренеров различных хоккейных школ также имеет некоторые особенности. "Переключение", "взаимодействие игроков" и "страховка", по мнению тренеров, являются ведущими показателями групповых действий. Совершенствованию "страховки" как ГТТД отдают предпочтение тренеры СДЮШОР ХК "Молот" (Пермь) с ранговым показателем 1,2±0,44, а "переключению" и "взаимодействию игроков" - СДЮШОР ХК "Спартаковец" (Екатеринбург) с ранговым показателем 1,0±0,0. В ГТТД "спаренный отбор" относится к дополнительным действиям, так как большинство тренеров отводят ему 3-5-е место. Предпочтение этим действиям отдают тренеры СДЮШОР ХК "Салават Юлаев" (Уфа) и "Молот" (Пермь): ранговые показатели по 3,0±1,0. Приемам "взаимодействие защитников с вратарем" и "взаимодействие игроков" в большей степени уделяет внимание тренерский состав СДЮШОР ХК "Салават Юлаев" (Уфа) и "Спартаковец" (Екатеринбург): ранговые показатели - 2,5±1,3 и 1,1±0,31 соответственно.
Менее едины тренеры в понимании командного совершенствования. Видимо, это связано с особенностями подготовки своих подопечных и тренерской позицией. Тренерский состав СДЮ- ШОР ХК "Молот" (Пермь) - 1,0±0,0 - и СДЮ- ШОР ХК "Трактор" (Челябинск) с ранговыми показателями 1,1±0,31 лидируют в совершенствовании КТТД в защите благодаря использованию наработанных "нескольких (2-3) систем обороны" и "комбинированной защите" соответственно. Тренеры ХК "Мечел" (Челябинск) и "Спартаковец" (Екатеринбург) этим наработкам уделяют меньше внимания (2,62 и 1,8). Все тренеры отдают предпочтение индивидуальной защите по сравнению с зонной. Индивидуальную и зонную защиты в большей степени, видимо, отрабатывает тренерский состав СДЮШОР ХК "Молот" (Пермь): ранговые показатели - 1,4±0,54 и 2,4±0,54 соответственно. В СДЮШОР ХК "Трактор" (Челябинск) индивидуальной защите уделяется меньше внимания по сравнению с другими спортивными школами.
Таким образом, представления о ТТД в защите у всех тренеров Уральского региона существенно не отличаются, но имеются определенные предпочтения в подготовке юных хоккеистов, что может быть связано как с особенностями подготовленности хоккеистов, так и с теоретическими взглядами самих тренеров.
Относительно нападающих действий юных хоккеистов у тренеров разных хоккейных школ Урала отмечаются как единство, так и различия.
Таблица 2. Эффективность работы СДЮШОР( по уровню мастерства выпускников)
СДЮШОР Количество воспитанников |
"Мечел", Челябинск | "Трактор", Челябинск | "Металлург", Магнитогорск | "Молот", Пермь | "Спартаковец", Екатеринбург | "Салават Юлаев", Уфа |
В Национальной хоккейной лиге (НХЛ) | 1 | 18 | 0 | 0 | 3 | 5 |
В сборной СССР (России) | 3 | 15 | 2 | 0 | 4 | 3 |
В суперлиге | 7 | 43 | 4 | 5 | 10 | 27 |
В высшей лиге | 22 | 36 | 4 | 6 | 14 | 32 |
В первой лиге | 14 | 32 | 8 | 1 | 12 | 21 |
В обучении игре в нападении основополагающими элементами являются действия, связанные с владением шайбой. "Броску шайбы" все тренеры СДЮШОР Урала в равной степени отдают первенство, ибо это основной элемент, определяющий результативность команд; затем по значимости идут "прием шайбы" и "ведение шайбы" как ИТТД с шайбой. "Приемам шайбы" все тренеры ХК, кроме тренеров СДЮШОР ХК "Салават Юлаев" (Уфа), в равной степени отдают первенство. "Ведение шайбы" единодушно предпочитают тренерские составы трех СДЮШОР: ХК "Металлург", Магнитогорск, ХК "Молот", Пермь и ХК "Спартаковец", Екатеринбург: ранговые показатели - по 1,0±0,0. "Обводке соперника" больше внимания уделяют тренеры ХК "Молот", Пермь 1,4±0,54, а "единоборству с вратарем" - тренеры ХК "Молот", Пермь - 2,0±0,7 и ХК "Салават Юлаев", Уфа - 2,0±0,9.
"Маневрированию" как ИТТД без шайбы в большей степени отдают предпочтение тренеры ХК "Трактор", Челябинск и ХК "Салават Юлаев", Уфа: ранговые показатели - 1,2±0,42 и 1,2±0,4 соответственно. "Выходу из-под опеки" как ИТТД без шайбы больше внимание уделяют тренеры ХК "Молот", Пермь и ХК "Салават Юлаев", Уфа: ранговые показатели соответственно 1,4±0,54 и 1,4±0,7. "Помощь партнерам" и "помехи вратарю" отрабатывают в большей степени в ХК "Металлург", Магнитогорск (ранговый показатель 1,3±0,8) и в ХК "Трактор", Челябинск (ранговый показатель 1,9±1,0).
Во всех уральских СДЮШОР, кроме "Салавата Юлаева", Уфа, в равной степени совершенствуют групповые ТТД, где ведущим элементом считают "передачу"; "комбинации" более целенаправленно отрабатывают в ХК "Трактор", Челябинск (ранговый показатель - 1,4±0,51) и в ХК "Салават Юлаев", Уфа (ранговый показатель - 1,4±0,5).
В понимании значимости командных ТТДН у тренеров различных школ наблюдаются расхождения. Предпочтения в разных ХК отдается различным способам атак. "Позиционным атакам" и "постепенному нападению" в равной степени уделяют внимание тренеры ХК "Молот", Пермь (1,2) и ХК "Салават Юлаев", Уфа (1,3). В ХК "Мечел", Челябинск в основном предпочитают "совершенствование контратак" (ранговый показатель 1,62±0,91) и ХК "Металлург", Магнитогорск (ранговый показатель - 1,6±1,0). "Игра в неравных составах" занимает последнюю строчку среди значимости показателей командных действий. На совершенствование игры в неравных составах больше внимания обращают тренеры в ХК "Молот", Пермь (ранговый показатель - 2,0±0,7).
Таким образом, обобщая сказанное, можно констатировать, что, хотя и наблюдаются некоторые расхождения в методике использования технико-тактических средств в подготовке хоккеистов 13-14 лет, но они не столь уж существенны в предпочтениях тренеров различных спортивных школ. Необходимо отметить, что наилучшие показатели эффективности работы СДЮШОР по уровню мастерства выпускников (табл. 2) отмечаются в ХК "Трактор", Челябинск и "Салават Юлаев", Уфа. Следовательно, на принцип работы этих школ следует обратить особое внимание при выборе средств подготовки хоккеистов.
Полученные данные позволяют констатировать значимость различных ТТП в совершенствовании мастерства юных хоккеистов и рационально спланировать использование технико-тактических средств в тренировочном процессе.
Ориентация на ведущие показатели ТТП и оценка степени владения данными средствами позволяют качественно управлять тренировочным и соревновательным процессами.